НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ИММУНИТЕТА
По лекциям кандидата медицинских наук В.В. Антилевского
Подготовил: врач-терапевт Р.П. Сергиевич

Суть слова «иммунитет»: это слово, которое говорит о невосприимчивости. Система иммунитета — это очень крупная структура. Скажем так, в каждом органе человеческого тела есть элементы системы иммунитета. И есть органы, которые представляют собой собственно иммунокомпетентную ткать.
Если сказать в общих чертах, то функция иммунной системы осуществляется с помощью двух основных механизмов: специфических и неспецифических.
Начнем с неспецифических механизмов иммунитета, так как они являются основными. Самыми мощными. И с точки зрения фармакотерапии им уделяется минимальное количество времени. А если точнее, вообще не уделяется.
Неспецифические механизмы иммунитета — это те системы, которые защищают человека вне зависимости от того, что конкретно пытается в него влезть (вирус, бактерия, паразит, опухолевая клетка или что-нибудь еще). Они предотвращают проникновение каких-то патологических агентов внутрь организма, в его внутреннюю среду.
Что относится к неспецифическим механизмам иммунитета?
Первая, самая крупная система — неповрежденные, правильно работающие слизистые оболочки и неповрежденная кожа.

Безусловно, здоровая кожа есть один из мощных механизмов иммунитета. Потому что через нее вирусы и бактерии не проникают. Не правда ли?
Стоит ее поцарапать или получить любое заболевание кожи, этот барьер резко нарушается и превращается во входные ворота для инфекции.
Но кожа — не главный барьер среди эпителиев нашего тела. Наиболее крупным барьером является: истинная слизистая оболочка, к которой относится слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта общей площадью около двух футбольных полей; слизистая оболочка бронхолегочного дерева, тоже объем, мягко говоря, немаленький; прочие слизистые оболочки глаз и т.д.
В организме отработаны механизмы, которые подавляют рост любых микроорганизмов на системах такого рода. Например, в слезных железах, которые вырабатывают слезную жидкость, производится большое количество специального фермента, которое называется лизоцим или муромидаза.
Почему так? Потому что мурамовая кислота — полимер, из которого бактерия строит свою клеточную стенку. Так вот, лизоцим разрушает этот полимер и, соответственно, убивает микроб.
Та же самая ситуация, например, со слюной. В слюне также большое количество этого фермента, который позволяет убивать микробов. Не всех, правда. Наших сапрофитных микроорганизмов, которые живут в ротовой полости, не убивает. Они уже к ней не восприимчивы, а вот тех, которые попадают случайно, убивает. На этом основано санирующее действие слюны.

Итак, смотрите, животное съело пищу. Эта пища грязная такая, некрасивая. Пища попадает в ротовую полость, где санируется с помощью слюны. После этого перемещается в один из главных органов, который санирует пищу, — желудок, где обрабатывается соляной кислотой. Чем вам не химический завод по стерилизации пищи?
После этого уже практически стерильная пища попадает в кишечник, где собственно происходит ее полное переваривание. Должно проходить. И даже если пища частично не переварилась — не страшно, попадет в кал.
Не страшно при нормально функционирующем желудочно-кишечном барьере. Это барьер между просветом кишечника и клетками иммунной системы.
Из чего он состоит? Это ферменты, которые находятся в просвете кишечника, кишечная микрофлора, система так называемого пристеночного пищеварения, где ферменты лежат на специальных клетках кишечного эпителия, и потом базальная мембрана, на которой растет этот кишечный эпителий.
Сразу за базальной мембраной начинается внутренняя среда организма человека. Площадью, еще раз повторим, два футбольных поля.
И вот за этой базальной мембраной располагается 80% всех клеток иммунной системы.
Почему?
Потому что барьер мощный по площади, но очень тонкий. И при этом на него ложится глобальная нагрузка по блокированию различных агрессивных сред, попадающих к нам с пищей, по стабилизации популяции кишечной микрофлоры и т.д.
В общем, почти весь наш иммунитет сконцентрирован в кишечнике. Если быть точным, то прямо в этой самой подслизистой основе, сразу за базальной мембраной кишечного эпителия.
В норме через этот барьер может пройти только полностью переваренная пища.

Другими словами, если к нам попадает куриный белок, то он может вступать в контакт с иммунной системой только в виде аминокислот. Ну, максимум в виде цепочек из двух-трех аминокислот. Вот такие аминокислоты, короткие цепочки уже не обладают видовой специфичностью курицы. Поэтому иммунитет пропускает их абсолютно свободно, они всасываются в лимфу, затем в кровь, попадают в печень и участвуют в обменных процессах как кирпичики.
В случае, если этот барьер в каком-то месте нарушен, вот эта недопереваренная пища, белок курицы попадает в прямой контакт с иммунной системой. И тогда иммунитет просто обязан заблокировать поступление этого чужеродного белка в наш организм. Тогда часть иммунитета кишечника перераспределяет свою работу. Вместо того, чтобы заниматься системным иммунитетом, начинает играть роль барьера между просветом кишечника и внутренней средой нашего организма.
Кстати, этот механизм является одним из самых главных по угнетению иммунитета в целом. Одним из самых главных, уж поверьте.
Что касается 80% иммунитета, это понятно. Остальные 20% — это так называемое глоточное кольцо Пирогова. Это миндалины и аденоиды. Также в 20% входят лимфоузлы.
Регионарные лимфоузлы разбросаны по всему организму. Они необходимы для того, чтобы оттекающая от всех участков тела лимфа (межклеточная жидкость) проходила иммунный контроль.

Например, если взять такую тему, как онкология. Что ищут онкологи, когда находят первичный процесс в какой-то области? Они ищут увеличенные лимфоузлы. Другими словами, лимфоузел задерживает опухолевые клетки, которые в принципе могут продолжать там размножаться. Также может произойти блокировка размножения клетками иммунной системы прямо в самом лимфоузле.
Все, что оттекает от наших органов, обязательно проходит иммунный контроль в лимфоузле.
Глоточное кольцо Пирогова необходимо нам для того, чтобы анализировать все то, что мы едим, пьем и чем мы дышим. Все это попадает на поверхность глоточного кольца Пирогова и анализируется там, информация об этой еде, воде и воздухе попадает в иммунную систему человека. И уже примерно через 30−40 минут после того, как мы что-то съели, иммунитет уже знает, что мы съели с точки зрения его химического и генетического состава.

Представляете? И кишечник уже в принципе готов, то есть если мы даже вдохнули вирус гриппа, через 40 минут кишечный иммунитет готов. Иммунитет, располагающийся в легких, тоже уже готов работать против этого вируса. Это так в норме.
Если же у человека удаляются эти органы, то, соответственно, это время затягивается. Иными словами, пока этот вирус попадет в контакт с нижележащими отделами иммунитета, пока разовьется эффект, за это время вирус уже успеет размножиться. И тогда уже вероятность развития острого респираторного заболевания увеличивается. Потому что мы даем фору микробам размножаться. Целых 3−4 часа. В норме никакой форы нет.
Это все неспецифические механизмы иммунитета.